Перейти на главную страницу
Поиск по сайту

Теория аномии дюркгейма и мертона

МЕРТОН О СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ. Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 13; Читайте также: Социальной нормой Дюркгейм считал — мораль, а она неотделима от социальной солидарности высший моральный принцип, высшая ценность, которая является универсальной, потому что признается всеми членами обществаразделение труда выполняет нравственную функцию в качестве наиболее значимой. Отличительной чертой морали, а значит и нормы является императивность, принудительность, необходимость выполнения. Основным признаком морали, нормы Дюркгейм считал долг, следование которому делает поведение человека моральным. Трактовка моральных проблем современного ему капиталистического общества опиралась у Дюркгейма на его теорию двойственности человеческой природы. Он считал, что биологическая природа человека, его импульсы, биологические функции, способности, страсти и др. Вследствие этого в человеке, а, стало быть, и в обществе поддерживается постоянная напряженность. Общество, по Дюркгейму, должно предпринимать непрестанно усилия для того, чтобы сдерживать биологическую природу человека, вводить ее в определенные рамки с помощью морали и религии. Иначе возникает дезинтеграция общества индивида, то есть то, что Дюркгейм определил термином "аномия". Аномия — это, прежде всего моральный кризис, когда в результате социальных потрясений перестает нормально функционировать система общественного регулирования потребностей человека. Как следствие такого процесса, личность теряет теория аномии дюркгейма и мертона. Создаются предпосылки для девиантного отклоняющегося поведения. Противоположностью теория аномии дюркгейма и мертона, по мнению социолога, являются моральный порядок, моральное регулирование, моральный контроль, то есть то, что характеризует нормальное состояние общества. Дюркгейм верил иногда эта вера приобретала утопический характер в возможность регулировать общественные индивидуальные потребности с помощью морали, поскольку она выступала для него основным фактором, соединяющим человека с обществом и, наоборот, общество с индивидом. Не случайно он рассматривал мораль как основной регулятор механизма выхода общества из кризиса. По моему мнению патология — это термин, ктр. Аномия по Мертону — это результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно-предписанными всеобщими целями, ценностями, к которым нужно стремиться институциональными, т. Мертон использует два понятия: «аномия» и «социальная структура» общества: при этом первое явление аномия выступает как следствие процессов, происходящих в рамках второго явле­ния социальная структура. Термин «аномия» был выдвинут французским социологом Дюркгеймом и означает отсутствие моральных норм в поведении, их недостаточность. Ано­мия мыслима в двух измерениях. Во-первых, состояние аномии может характеризо­вать общество, в котором нормативные стандарты поведения, а также существующие в нем убеждения либо серьезно ослаблены, либо отсутствуют. Теория аномии дюркгейма и мертона, состояние аномии может характеризовать и отдельное лицо, если оно социально теория аномии дюркгейма и мертона, находится в состоянии тревоги и переживает чувство изолированности от общества. Для Мертона социальная структура теория аномии дюркгейма и мертона не социальная, а социально-психологическая, а то и чисто психологическая категория. Образу­ется социальная структура из двух фаз. Первая состоит из тех существенных целей, которые ставят перед собой социальные группы общества. Вторая - это те средства, которые употребляются в ходе достижения указанных целей для удовлетворения жизненных устремлений социальных групп общества. Следующим исходным положением является указание на то обстоятельство, что в принципе господствующее в данном общества отношение к целям, стоящим перед его членами, и к средствам, избираемым для их достижения, может быть неодина­ковым. Так, все внимание может быть перенесено на цели, а к характеру средств мо­жет допускаться полное пренебрежение, и наоборот. Мертон выдвигает здесь свой центральный тезис о том, что нарушение равновесия между целями и средствами как фазами социальной структуры служит основанием для возникновения состояния аномии. Все виды социального поведения, в том числе и откло­няющегося, в зависимости от того, принимает человек или нет культурные нормы, Мертон делит на пять типов ин­дивидуальной адаптации: - конформизм, когда социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью лояль­ные, спокойные и законопослушные граждане ; - инновационность, когда принимаются социальные цели, но не способы их достижения рэкет, воровство, под­делка денег, злоупотребления, обман ; - ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения неколебимы и священны стя­жательство, махинации, подлоги и др. Согласно теории социальной аномии асоциальное поведение ощутимо воз­растает в случае, когда в обществе превыше всего превозносятся определенные символы успеха, якобы общие для населения в целом, в то время как социальная структура этого общества ограничивает или полностью устраняет доступ к законным теория аномии дюркгейма и мертона завладения этими символами для значительной части этого же самого населения. Миллс и его работа «Социологическое воображение» Известный американский социолог Чарлз Райт Миллс считал, что чтобы понять те или иные социокультурные реалии, отношение к ним людей их поведение, социологу недостаточно знать постулаты теории, уяснить её методологические принципы. Необходимо ещё проявить неординарность мышления, особый интерес к тем проблемам, которые для рядового наблюдателя кажутся естественными, не заслуживающими внимания вообще. И тогда привычное может приобрести совершенно иной смысл. Обыденные вещи могут предстать не тем, чем они всем кажутся. Но инакомыслие не является конечной целью ученого. Скорее с этого момента лишь начинается социологическое исследование. Но чтобы оно состоялось ученый, по мысли Миллса, должен проявить социологическое воображение. На эту тему Миллс написал целую работу, которая так и называется. Более того, в социологическом воображении ученый видел своеобразную возможность личного участия исследователя в процессе теория аномии дюркгейма и мертона общества, политической и культурной жизни3. Социологическое воображение позволяет понять изучить человеческое многообразие. Оно стремится к сравнительному анализу всех социальных структур в мировой истории, в прошлом и настоящем. Особый акцент делается на изучении разнообразия человеческих типов индивидов. Ибо, как считает социолог, между странами идет борьба 4. В социологическом воображении сливаются воедино наука искусство. Речь идет, прежде всего, об своему обычному видению мира, об особой функции разума на основе приобретенных знаний проникать в сущность окружающих реалий, видеть их оборотную сторону и различные грани. Социолог не мыслил теория аномии дюркгейма и мертона без разумной личности, торжества теория аномии дюркгейма и мертона. По мнению же Миллса, как классический либерализм, так и классический социализм исчерпали возможности производства ценностей разума и свободы, что, прежде всего, проявляется в политическом бездействии научного сообщества. В этой связи ученый ставит вопросы, которые, представляется, актуальны и сегодня: 6 Развитие человеческой цивилизации по пути демократии и свободы Миллс связывал с идеей об обществе, 7. Именно поэтому социологическое воображение ученый рассматривал не только как неотъемлемое качество социологов, но свободных интеллектуалов вообще. Сегодня все профессиональные социологии стремятся сформировать у себя социологическое воображение. Известный современный социолог Штомка понимает умение рассматривать общество под определенным углом зрения, которое включает пять компонентов: а рассматривать все социальные явления как результат деятельности социальных агентов идентифицировать их; б понимать скрытые за поверхностью явлений структурные и культурные ресурсы и ограничения, влияющие на социальную жизнь; в изучение предшествующей традиции, живого наследия прошлого и его постоянного влияния на настоящее; г воспринимать общественную жизнь в ее динамике; д признание огромного разнообразия и вариантов форм проявления общественной жизни8. Ком - 2014-2016 год.


Другие статьи на тему:



 
Copyright © 2006-2016
mostransperevozki.ru